Север — один из самых — о, парадокс! — жарких регионов в мире. Передел Арктики и ее невероятных ресурсов волнует сегодня Канаду, США, Норвегию, Данию и, конечно, Россию. У нас на «арктический пирог» планы самые грандиозные, так ведь и бьемся мы за верхушку мира дольше других…
Легендарная эпопея парохода «Челюскин» во главе с начальником Главсевморпути Отто Шмидтом — фигурой неоднозначной и таинственной. «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в 1934 году. Два месяца на льдине дрейфовали члены экспедиции: 104 человека, в том числе два ребенка. А героически спасли «челюскинцев» полярные летчики, многие из которых получили впоследствии звания Героев Советского Союза — впервые в истории нашей страны.
Очередная серия проекта посвящена истории Северного морского пути, легендарным перелетам экипажей Чкалова и Громова через Полюс в Америку, спасению людей со станции «Северный Полюс-1» через девять месяцев рискованного дрейфа, пропавшему самолету Сигизмунда Леваневского, а также помпезному старту Дирижабля В-6…
В годы Великой Отечественной войны битва за русский Север разгорелась с новой силой. Врагу было стратегически необходимо занять незамерзающий порт Мурманска и получить контроль над северной акваторией США и Канады. В очередной серии документального цикла «Битва за Север» — бои на море и под водой, героическое сражение эсминца «Сокрушительный» 28 марта 1942 года, история каравана PQ-17 и других полярных конвоев, следовавших по Северному морскому пути, чтобы доставить на фронт продовольствие и боеприпасы от стран-союзниц. А также — война за Север на суше и трагическая судьба Полярной дивизии народного ополчения.
Почти все главные события холодной войны происходили на Севере. К 1951 году стало известно, что у Америки уже есть атомная подлодка «Наутилус», которая может месяцами курсировать возле советских берегов, не всплывая. Тогда Лаврентий Берия отдал приказ о создании первой советской атомной подводной лодки. В очередной серии документального цикла «Битва за Север» — о событиях вокруг старта проекта вспоминают нобелевский лауреат Жорес Алферов, профессор Пётр Александров, а также участвовавшие в строительстве лодки сотрудники завода «Севмаш» в Северодвинске. Лодка, получившая номер К-3 и название «Ленинский комсомол», была спущена на воду в 1957 году…
1950 год. Холодная война в разгаре. Кратчайший путь между главными противниками — СССР и США — пролегает через Северный полюс. Арктика — зона повышенного риска — становится центром невидимой войны. В 50-м году в Северном Ледовитом океане высаживается совершенно секретная дрейфующая станция — СП-2. Ученые работают в атмосфере строжайшей тайны: писать письма, слать телеграммы, вести дневники строго запрещено. Они строят в арктических льдах аэродромы для военных самолетов и собирают стратегическую информацию о климате Арктики. Примерно в это же время на северном архипелаге Новая Земля идут испытания водородной бомбы — самого страшного в истории оружия. Парадокс, но именно оно будет способно удержать человечество от третьей мировой войны.
100 тысяч квадратных километров — территория Кольского полуострова. Он ближе к Европе, чем к Москве, и Европа даже хотела присоединить к своей территории наш полуостров, где всегда действовали свои законы. На Кольском не было крепостного права и почти не было пьянства, зато была пушнина и рыба — когда-то основная русская валюта. А в советское время здесь был промышленный рай: почти вся таблица Менделеева, и главная промышленная гордость страны — Кольская сверхглубокая скважина — самое глубокое искусственное отверстие в Земле. Многолетний руководитель этого проекта Давид Губерман рассказывает, как на Сверхглубокую отбирали лучших специалистов по всей стране. И как однажды весь мир потрясла «липовая» новость: русские добурились до Преисподней!
Арктика — это гигантская территория с колоссальными запасами нефти и газа, за которую идет борьба не на жизнь, а на смерть. Кто победит в этой борьбе и насколько высоки шансы России? Как мы собирали доказательства того, что это наша, российская, территория? Выжить в Арктике — там, куда не доехать ни на одном автомобиле. Невероятные судьбы простых северян. Малые северные народы, живущие так же, как сто, двести и пятьсот лет назад по соседству с ультрасовременными нефтяными платформами и главным символом Арктики — белым медведем.